Стрелка бензобакаЗатраты топлива при движении автомобиля зависят от мощности двигателя, скорости движения и связаны с преодолением сил аэродинамического сопротивления воздуха, качения шин и потерь на трение в его механизмах. При ускорении добавляются силы инерции, а при движении в гору — сопротивление подъема. Кроме того, расход топлива определяется условиями эксплуатации — загруженностью дорог, рельефом местности, состоянием дорожного покрытия, временем года и т.д.

От чего зависит расход бензина в автомобиле

  • Аэродинамическое сопротивление возрастает с увеличением скорости автомобиля и уже при 50–60 км/час превышает любую другую силу, препятствующую движению. На 100–120 км/час оно становится значительно больше, чем все остальные силы сопротивления вместе взятые.
  • Сопротивление качению связано с массой автомобиля, типом шин, давлением в них и немного увеличивается с ростом скорости движения.
  • Потери на трение в механизмах автомобиля определяются в основном вязкостью используемого масла и зависят от скорости движения.
  • Силы инерции, препятствующие разгону, возрастают с его интенсивностью.
  • Сопротивление движению в гору увеличивается в зависимости от угла подъема.
  • Затраты для привода вспомогательных устройств — генератора, компрессора кондиционера, гидроусилителя рулевого управления и т.д.
  • Контрольный расход топлива, указываемый в технических характеристиках, определяется по результатам стендовых испытаний автомобилей, исходя из общепринятой методики и одинаковых условий. При этом на величину расхода топлива влияние технического состояния машины, реальных условий эксплуатации и индивидуального стиля управления водителя исключено. В результате этот показатель оказывается очень условным, но он нужен для объективной оценки и сравнения топливной экономичности различных автомобилей.

Эксплуатационный расход топлива это фактически потребляемое автомобилем количество бензина в реальных условиях эксплуатации. Они существенно отличаются от идеальных, особенно если это городская езда или движение по бездорожью, тем более зимой. В связи с этим эксплуатационный расход, как правило, выше контрольного.



Влияние конструкции автомобиля на расход топлива

Конструкция транспортного средства во многом определяет расход топлива он будет выше для легкового автомобиля в случае:

  • с большими размерами, массой и мощным двигателем;
  • полноприводного (и тем более вседорожного);
  • имеющего аэродинамически несовершенную форму кузова;
  • с карбюраторным двигателем (в сравнении с “впрысковым”);
  • имеющего двигатель с двумя клапанами на цилиндр (в сравнении, например, с
    четырехклапанным);
  • с автоматической коробкой передач;
  • снабженного усилителем руля и кондиционером.

От чего зависит еще расход бензина

Большое влияние на расход топлива оказывает техника вождения — правильный выбор передач, оптимальная скорость движения на прямых участках, поворотах, спусках и т.д. На практике применяют различные способы экономичного вождения, так как отсутствует универсальный, пригодный для всех дорожных условий, типов автомобилей и любого водителя. В качестве примера можно привести наиболее распространенные способы:

  • Экономичный — сокращение расхода топлива достигается за счет плавности движения и грамотного использования дорожной ситуации (полосы движения, режима включения светофоров и т.д.). Скорость движения автомобиля на высшей передаче ограничивается даже на автомагистралях величиной 80–90 км/ч. При разгонах вторая, третья и последующие передачи включаются как можно раньше, когда частота вращения двигателя не превышает 2000 об/мин. Так управлять автомобилем не всегда возможно и достаточно утомительно, но это оптимальный способ экономии. При этом удается заметно снизить расход, а двигатель и другие механизмы автомобиля используются в щадящем режиме.
  • Динамичный — отличается от экономичного только тем, что вместо плавных ускорений применяют короткие, энергичные разгоны. За счет максимального сокращения их времени ускорения удается частично компенсировать возросший расход топлива.
  • Специальный — применяется в соревнованиях на экономичность вождения и позволяет снизить до минимума расход топлива. Он малопригоден для повседневной эксплуатации и небезопасен из-за слишком медленного режима движения, зачастую не совпадающего со скоростью потока транспорта. Кроме того, для получения максимальной экономии изменяют заводские регулировки двигателя, передаточные числа трансмиссии, уменьшают количество смазки в механизмах и т.д., что ухудшает динамические свойства автомобиля и снижает ресурс его узлов.
  • Наименьшему расходу топлива способствует плавное движение автомобиля, без резких разгонов и торможений. Каждое нажатие на педаль акселератора (газа) для

Как уменьшить расход бензина

Целесообразно применять следующие приемы экономичного управления автомобилем:

  • сокращать до минимума работу двигателя на холостом ходу, в том числе для
    прогрева в холодное время года;
  • рассчитывать время поездки, чтобы двигаться спокойно, не спеша2;
  • двигаться как можно равномернее, перед поворотами желательно выбирать
  • скорость, позволяющую пройти их безопасно, не притормаживая, без
  • переключения передач и последующего разгона;
  • при разгоне как можно раньше включать очередную повышающую передачу, не
    допуская увеличения частоты вращения двигателя свыше 2000 об/мин.
  • на горизонтальных участках дорог с хорошим покрытием желательно двигаться с
    использованием пятой (при ее отсутствии — четвертой) передачи;
  • при резких изменениях условий движения допустимо переключать передачи
    через одну (например, с пятой на третью и наоборот), а в крайних случаях и
    через две ступени;
  • по завершении обгона, который из условий безопасности необходимо
    производить с максимально возможным ускорением, необходимо как можно
    раньше вновь включать высшую передачуКроме того, желательно:
  • применять качественный бензин с достаточным октановым числом;
  • использовать моторное и трансмиссионное масло с минимально допустимой
    вязкостью (с учетом климатических условий);
  • устанавливать колеса и шины только с размерами, рекомендованными
    автозаводом, и поддерживать в них соответствующее давление;
  • периодически проверять и по необходимости регулировать углы установки
    колес;
  • следить за состоянием тормозов, чтобы исключить подтормаживание, и за
    сцеплением во избежание его пробуксовки;
  • вовремя обслуживать и устранять неисправности в системах зажигания и
    питания топливом;
  • своевременно менять воздушный фильтр;
  • не открывать без нужды окна, особенно на трассе, так как в большинстве
    случаев достаточно эффективности штатной системы вентиляции.
  • не устанавливать дополнительные внешние элементы (именуемые обвесом) —
    “кенгурятники”, зеркала, антенны, фары, фартуки и т.д.;
  • сразу же после использования снимать багажник с крыши;
  • не возить с собой лишний груз — канистры, запчасти, ненужные в дороге инструменты и прочее.
  1. В частности, на подготовленных автомобилях ВАЗ-2110 удается снизить расход
    топлива до 4,0–4,5л/100км при средней скорости движения около 60км/час.
  2. С точки зрения экономии топлива не всегда целесообразно развивать на скоростных
    трассах максимально допустимую скорость, когда есть возможность двигаться в одном из рядов чуть медленнее.
  3. Например, при движении на пятой передаче возникла необходимость обгона. Для
    этого можно включить третью передачу, резко разогнаться, обогнать, вновь занять
    свой ряд и снова включить пятую.Но при этом надо учитывать, что в холодное время года или в сырую погоду с неработающим отопителем оконные стекла могут запотеть или обмерзнуть, ухудшая обзор.

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



10 КОММЕНТАРИИ

  1. Хорошо конечно все расписали. Прям почти до самых мелочей. Было бы неплохо, еще уточнить с приблизительной эффективностью, из каждого пункта в процентном отношении. Чтобы так сказать лучше понять на что больше стоить уделить внимание.

  2. Расход топлива у автомобиля зависит от гигантского количества факторов, но основным, конечно, является ритм езды, хотя и далеко не единственным. Это могут быть и открытые окна, и разница покрышках, и нагрузка генератора. Главное следить за правильной работой автомобиля и манерой вождения.

  3. Спасибо! В статье всё очень доходчиво объяснено, даже и добавить нечего. Полезная статья в реалиях нашего времени и ценами на топливо. Постараюсь следовать всем советам и посмотрю какой будет расход. После эксперимента отпишусь)

  4. Спасибо! Вы мне очень помогли в этом вопросе! Теперь попробую использовать ваши советы по тому, как сократить расход топлива, потому что цены на него растут, да и потребление его все выше!

  5. В принципе в статье упомянуты все факторы влияющие на расход бензина. Скажу только одно, ухаживайте за автомобилем, будьте разумным водителем (правильно выбирайте маневры) и будет вам счастье.

  6. Кстати, я вот еще замечал такой факт, что расход сильно колеблется от неровностей дороги. Так, к примеру, по ровной трассе без сильных ухабов расход существенно снижается, заметил на личном опыте.

  7. Да уж расход топлива очень важен в наше время, когда бензин на вес золота. А так все расписано понятно и просто, а самое главное в точку. Плавность движения, нормальный уход за машиной — главный залог экономичности. Да вот меня вечно тревожит вопрос. Как нужно заправлять бак, когда он почти на исходе или постоянно понемногу заливать?

  8. Раньше за городом ездила на высокой скорости. На моем автомобиле Форд Куга расход был значительный. Сейчас езжу по трассе медленнее. Что ни говори, а это действительно экономит топливо.

  9. На самом деле много что влияет, начиная от манеры вождения и заканчивая техническим состоянием и исправностью автомобиля. Поэтому обычно не так то просто понизить расход. Каждый случай надо смотреть индивидуально.

  10. Даже не задумывался о том, что причин расхода топлива может быть настолько много. Нужно постараться запомнить это и попытаться сократить расходы, ведь с нынешними ценами на бензин приходится сильно экономить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

шесть + два =