Аппарат по замене моторного масла, разновидности

Оборудование для замены масла.

Своя маслораздача

Раньше считалось, что для организации участка замены масла достаточно иметь лишь смотровую канаву, канистру и лейку

Раньше считалось, что для организации участка замены масла на грузовом автосервисе достаточно иметь лишь смотровую канаву, канистру и лейку. Теперь, когда каждая минута простоя автомобильной техники и каждый грамм эксплуатационного материала приобрели особый счет, в сфере «маслосменки» утвердились новые стандарты. Как результат, на рынке появилась целая гамма современного оборудования, позволяющего быстро, эффективно и безопасно выполнить смену масел и технологических жидкостей в стационарных и полевых условиях.

Чтобы разобраться, каковы нюансы выбора оборудования для замены масла применительно к коммерческой технике, вначале определимся, чем грузовая «маслосменка» отличается от обычного пункта замены масла, который работает с легковыми автомобилями. Таких отличий несколько. Во-первых, через грузовой маслораздаточный пост единовременно (то есть за одну операцию) прокачивается в 10 раз больше масла, чем на легковом автосервисе. Этот факт, естественно, должен найти отражение при формировании необходимого комплекта оборудования. Во-вторых, на участке обслуживания коммерческого транспорта, вероятно, будут востребованы операции по раздаче пластичной смазки. Наконец, учитывая большие заправочные объемы обслуживаемой техники, предприятию, решившему инвестировать в грузовой маслосменный сервис, стоит продумать вопрос автоматизации работ и попутно проработать вопросы более строгого контроля и учета раздачи масла. Забегая вперед, отметим, что некоторые крупные техцентры, работающие с грузовиками и автобусами зарубежного производства, уже имеют в своем арсенале автоматизированные системы централизованной маслораздачи. Если же говорить о сервисных станциях среднего и мелкого масштаба, то для них существует целый набор более простых решений. С их описания мы и начнем обзор.

Грузовой минимум

Смазочно-заправочное оборудование принято делить на стационарное, применяемое на постах обслуживания автомобилей с большой пропускной способностью, и передвижное. Стационарные смазочные посты устроены по принципу механизированных маслораздаточных колонок. Сегодня наиболее практичным считается решение, при котором барабаны с раздаточными шлангами крепятся к стене, колонне или специальной стойке. Масло поступает в шланги под действием пневматических насосов, установленных в резервуарах — стандартных бочках, в которых обычно производится поставка смазочных материалов. Длина каждого раздаточного шланга обычно достигает 15 метров, для точного учета расхода масла они снабжаются электронными счетчиками. В свою очередь передвижное маслораздаточное оборудование имеет более широкое распространение ввиду своей универсальности. Если говорить о составе оборудования, то для моторного масла обычно используется тележка под стандартную 208-литровую емкость, снабженная ручным или пневматическим насосом (при наличии пневмолинии), шлангом и маслораздаточным пистолетом. А для раздачи трансмиссионного масла часто применяется более простое решение — компрессионная установка, в которой давление в раздаточном шланге создается посредством сжатого воздуха, закачиваемого непосредственно в резервуар. Кстати, такая установка после зарядки может функционировать автономно от точки подвода воздуха. Это особенно удобно, если требуется обслужить автомобиль без заезда в ремонтную зону.

И стационарный, и мобильный смазочные посты, как правило, комплектуются приспособлениями для сбора отработанного масла. Если в ремонтной зоне есть смотровая канава, то логичнее всего собирать отработанное масло с помощью ванны, передвигающейся на роликах по всей длине поста. В случае, когда ремонтный участок имеет ровный пол, для оснащения смазочно-заправочного поста можно использовать комбинированное маслосборное устройство. Оно представляет собой приемную ванну, которая с помощью специальных направляющих может опускаться на пол и подкатываться под автомобиль. Одна из направляющих этой ванны одновременно является каналом, по которому отработанное масло закачивается в емкость посредством создания в ней разрежения. Рекомендуемая емкость маслосборника — 90–115 литров. Его опустошение после максимального наполнения производится посредством подачи сжатого воздуха в сосуд.

В настоящее время для удаления отработанного масла стали широко использоваться декомпрессионные установки, позволяющие откачивать отработку из двигателя через отверстие для щупа. Эта новая экологичная и абсолютно безопасная технология не требует наличия смотровой канавы и откручивания сливной пробки. За создание пониженного давления в приемном резервуаре отвечает вентури-вакуумный блок, а для контроля количества забираемого масла установка может комплектоваться мерной колбой объемом до 30 л. На отечественном рынке подобное оборудование сегодня широко представлено марками Raasm, Flexbimec, Samoa, LubeWorks, ОМА. В комплекте с оборудованием поставляется набор зондов, позволяющих обслужить большинство марок коммерческих автомобилей, эксплуатирующихся в России. Единственный минус такого метода — зависимость времени откачки от температуры масла и диаметра зонда. И если требуется сливать масло с холодного двигателя, лучше задействовать пробку в поддоне. На этот случай установки комплектуются воронкой.

Обширной линейкой сегодня представлены и нагнетатели пластичной смазки. В конструкции таких нагнетателей чаще всего используется пневматический насос, реже — ножной или ручной привод. Пневматика обеспечивает рабочее давление 25–40 мПа, в зависимости от сопротивления продавливания смазки в пресс-масленки. К слову, необходимость столь высокого давления связана с тем, что при несистематической смазке таких узлов трения, как, например, шкворневые подшипники, продукты износа забивают подводящие каналы. В свою очередь ручные и ножные нагнетатели имеют более скромные характеристики по давлению, а их производительность за одно нажатие составляет около 10 г. Большинство моделей современных нагнетателей созданы с таким расчетом, чтобы можно было осуществлять раздачу смазки из стандартной тары, в которой она поставляется.

Если в ремонтной зоне отсутствует пневматическая разводка, можно использовать электрические нагнетатели. По основным параметрам они ни в чем не уступают пневматическим нагнетателям, но превосходят их по габаритам. Подобное оборудование выпускается как отечественными, так и зарубежными производителями. Недавно на рынке появились малогабаритные электрические нагнетатели с питанием от никель-кадмиевого аккумулятора, рассчитанные на работу со стандартными 400-граммовыми тубами. Вес такого нагнетателя составляет около 4 кг, максимальное давление 480 бар, а подача смазки при среднем давлении превышает 200 г/мин.

В общем, минимальный набор оборудования для оснащения грузового пункта экспресс-замены масла должен включать в себя следующие позиции: тележку с насосом для раздачи моторного масла (одну или несколько — по числу представленных на СТО марок масла); установку для заправки трансмиссионной смазкой; комбинированное маслосборное устройство емкостью от 90 до 115 л; нагнетатель пластичной смазки.

Фактически набор невелик, и стоимость такого комплекта доступна для любого автосервиса или автопредприятия, самостоятельно обслуживающего свой парк. К примеру, комплект для раздачи масла из бочки, включающий тележку, насос, рукав высокого давления и электронный счетчик, стоит около 25 тыс. руб., а комбинированное маслосборное устройство — около 30 тыс. руб. Простейшие напольные нагнетатели пластичной смазки с ручной накачкой дешевле — от 8 тыс. руб. Впрочем, на практике предприятие не всегда тратит на эти цели собственные средства. Инвестиции в развитие СТО может предоставить поставщик смазочных материалов. В частности, такую форму сотрудничества предлагают своим постоянным клиентам крупные масляные компании. Размер предоставленных инвестиций будет зависеть от объемов потребления смазочных материалов.

Принцип централизации

Для крупной ремонтной зоны с большим количеством стационарных постов самым эффективным способом организации замены масел будет создание централизованной системы раздачи смазки и технических жидкостей. В данном случае масло на посты поступает не из стандартных 208-литровых бочек, а из специальных кубовых емкостей (1000 л). Установленные на предприятии стационарные емкости заполняются по мере необходимости, при этом исключаются технологические перерывы, связанные со сменой бочек, и минимизируются потери, обусловленные так называемым «мертвым остатком».

Помимо кубовых емкостей, из которых может производиться раздача не только масел, но и технических жидкостей, автоматизированная система включает заборные патрубки, пневмонасосы и другие компоненты. Поскольку масляная магистраль получается более протяженной, чем обычно, то для нее требуются насосы повышенной мощности, рассчитанные на подачу на расстояние до 50 м. Ключевым элементом централизованной системы является электронный расходомер, установленный в магистрали между насосом и катушкой с раздаточным рукавом. Информация с этого расходомера сразу поступает на центральный процессор, способный обмениваться данными с компьютером менеджера, при этом на самих раздаточных пистолетах электронный счетчик масла уже не нужен. Централизованная система позволяет задать необходимое количество масла на любой из постов, после чего подача будет прекращена автоматически.

Как все это выглядит на практике, мы наблюдали в одном из дилерских техцентров, обслуживающих автомобили MAN. На фирменной СТО организован единый центр управления, который отвечает за работу нескольких постов раздачи технологических жидкостей (моторного масла, трансмиссионного масла, антифриза, тормозной жидкости). Для заливки требуемого продукта механик вводит номер заказа на терминале, расположенном возле катушки с раздаточным рукавом. После этого центральный процессор посылает в систему команду на отпуск строго определенного объема эксплуатационного материала. Механику остается лишь слить отработку, вставить раздаточный пистолет в горловину и налить столько масла, сколько задано. Оперативность выполнения процедуры в данном случае гарантирована, а хищение смазочного материала полностью исключено.

Итак, широкий ассортимент оборудования позволяет подходить к оснащению смазочно-заправочных постов разными путями. Самый простой и дешевый — приобрести или взять в аренду минимальный набор для нужд своего парка. Самый сложный, требующий серьезной организации и значительных затрат, — оснастить участок техобслуживания централизованной системой маслораздачи. Экспресс-замена масла в грузовом сегменте становится очень востребованным и даже дефицитным (поэтому выгодным) бизнесом. Какое решение выбрать, помогут консультации со специалистами и здравый смысл.

Инвестиционные контракты на приобретение сервисного оборудования — достаточно известная и распространенная форма сотрудничества между масляной компанией и СТО. Наша компания уже много лет имеет в своем активе подобное предложение. Мы имеем специальный фонд для поддержки наших дистрибьюторов, которые заключают инвестиционные контракты с клиентами. Подобные контракты в первую очередь рассчитаны на работу с официальными дилерами, но также дистрибьютор может предложить подобную услугу независимым СТО и даже автотранспортным предприятиям, организующим свою ремонтную зону. Речь может идти не только об оснащении постов замены масла. В рамках контракта клиенту может быть предоставлено любое другое сервисное оборудование, например подъемники. После того как дистрибьютор предоставляет оговоренный перечень сервису, у последнего возникают некие обязательства по приобретению смазочных материалов в определенном объеме и в течение определенного времени (как правило, это 3- или 5-летний контракт). В дальнейшем оборудование остается в распоряжении сервиса.

Хотел бы добавить, что эта схема не единственная

в нашем арсенале услуг для поддержки СТО. Помимо всего прочего дистрибьюторы Exxon Mobil c помощью ООО «Мобил Ойл Лубрикантс» оказывают клиентам различную техническую поддержку, в том числе рекомендации, связанные с применением наших продуктов. Для этого в нашей компании работает служба технических специалистов, регулярно проводятся семинары и тренинги, недавно запущен веб-сайт с онлайн-рекомендациями по выбору масла.

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: