Выбираем моторное масло для тракторов и спецтехники
Спецтехника, производимая в странах СНГ, весьма разнообразна. На шасси автомобилей, колесных и гусеничных тракторов устанавливают специальное оборудование для строительных работ, лесозаготовки, прокладки трубопроводов, перевозки жидких грузов, а также выполнения коммунальных работ в городских хозяйствах.
Некоторые объекты спецтехники, например бульдозеры, подъемные краны, экскаваторы, работают в циклическом режиме с очень частым изменением нагрузки и частоты вращения коленвала, что создает для моторного масла весьма неблагоприятные условия, приводящие к ускорению его старения. Спецтехника часто состоит из парка весьма разнородных машин, объединенных в одном хозяйстве, причем сочетаются агрегаты с бензиновыми двигателями и дизелями. Многие предприятия, эксплуатирующие технику для строительства дорог, магистральных трубопроводов, не могут иметь стационарных хорошо оборудованных складов для раздельного хранения многочисленных марок моторных, трансмиссионных масел и гидрожидкостей. Все эти и некоторые другие обстоятельства, в частности, практикуемая в последние годы установка импортных двигателей («Камминс», «Дойц», «Катерпиллер», «Перкинс» и др.) на отечественные автомобили и промышленные тракторы, требуют особо тщательного подхода к выбору оптимальных марок моторных масел для спецтехники.
Рассмотрим несколько типичных ситуаций. В том случае, если парк машин, эксплуатируемых в данном предприятии, состоит из объектов с бензиновыми двигателями и безнаддувными дизелями отечественного производства (за исключением дизелей, для смазывания которых необходимы масла вязкостных классов 14, 16 или 20) наиболее рациональным будет применение всесезонного, универсального масла М-6з/10В (ГОСТ 10541–78).
Это долгоработающее масло с весьма эффективной композицией присадок. Есть опыт его успешного применения в дизелях с невысоким наддувом (повышение мощности в сравнении с безнаддувной базовой моделью на 30–35%). Если парк машин состоит из объектов с дизелями без турбонаддува, предпочтение следует отдать маслам серии Г2к (зимнее М-8Г2к, летние М-10Г2к и М-14Г2к). Масла вязкостных классов 8 и 10 выпускают по ГОСТ 8581–78, а вязкостного класса 14 по ТУ 38.401-58-98-94.
Хорошо себя зарекомендовали моторные масла: М-10Г2 (км) и М14Г2 (км), выпускаемых по ТУ 38.401-58-249-99. Они отличаются меньшей сульфатной зольностью (до 1% масс.) при щелочном числе не менее 6 мг КОН/г, т.е. они соответствуют специальным требованиям к маслам для двухтактных дизелей «Детройт Дизель» серий 53, 71, 92 и 149 спецификация DD 7SE 270 (97-06). Масла М-10Г2 (км) и М-14Г2 (км) имеют существенно лучшие противоизносные и диспергирующие свойства, срок их замены даже в тяжелых условиях эксплуатации превышает 300 часов.
Характеристики масла М-10Г2
Соответствие SAE | 30 |
Соответствие API | SD/CD |
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с | 10,5-11,5 |
Индекс вязкости, не менее | 85 |
Температура вспышки в открытом тигле, °C | 205 |
Температура застывания, °C | — 15 |
Плотность при 20°С, кг/м3 | 905 |
Щелочное число, мг КОН на 1 г масла, не менее | 6,0 |
Содержание механических примесей, % не более | 0,015 |
Коррозийность на свинцовых пластинах, г/м2, % не более | 20,0 |
Массовая доля воды, % не более | следы |
Зольность сульфатная ,% масс. | 1,65 |
Массовая доля Ca, не менее | 0,15 |
Массовая доля Zn, не менее | 0,06 |
Массовая доля P, не менее | 0,06 |
Характеристики масла М-14Г2
Соответствие SAE | 40 |
Соответствие API | SD/CB |
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с | 13,5-14,5 |
Индекс вязкости, не менее | 85 |
Температура вспышки в открытом тигле, °C | 210 |
Температура застывания, °C | — 12 |
Плотность при 20°С, кг/м3 | 910 |
Щелочное число, мг КОН на 1 г масла, не менее | 4,8 |
Содержание механических примесей, % не более | 0,02 |
Коррозийность на свинцовых пластинах, г/м2, % не более | 10,0 |
Массовая доля воды, % не более | следы |
Индекс задира, кгс | 37 |
Критическая нагрузка, H не менее | 784 |
Зольность сульфатная ,% масс. | 1,2 |
Массовая доля Ca, не менее | 0,15 |
Массовая доля Zn, не менее | 0,045 |
Массовая доля P, не менее | 0,04 |
Если парк машин состоит из объектов с дизелями без наддува и с высоким турбонаддувом, целесообразно применять во всех двигателях масла серии ДМ (М-8ДМ — зимнее, М-10ДМ, М-14ДМ — летние и М-6з/14ДМ — всесезонное). При этом в дизелях без турбонаддува сроки смены масла, установленные для масел группы Г2, могут быть увеличены в 1,5–2 раза. Масла М-8ДМ и М-10ДМ выпускают по ГОСТ 8581–78, масло М-14ДМ по ТУ 38.401-58-22-91, масло М-6з/14ДМ по ТУ 38.401-938-92. В отечественных и импортных дизелях с турбонаддувом можно также использовать масла, вырабатываемые по техническим условиям и под марками заводов-изготовителей.
Например, всесезонные масла класса SAE 15W-40 марок «Ангрол Супер» (ТУ 0253-312-05742746-97), «ЛУКОЙЛ Супер» (ТУ 0253-075-00147836-95), «Уфалюб ХД Экстра Дизель» (ТУ 0253-00211493112-93). Эти масла содержат дополнительные пакеты присадок зарубежных компаний. Владельцам мощных бензопил следует обратить внимание на энергосберегающие единые всесезонные масла для профессионального бензо-инструмента, идеально подходящие для приготовления топливной смеси для бензопил. Масла этого класса широко используются во многих странах мира, выпускаются под названием STOU (Super Tractor Oil Universal). В России выпускается две марки моторно-трансмиссионно-гидравлических масел: синтетическое МТ-4з/8ДС и минеральное МТ-5з/10Д.
- МТ-4з/8ДС : ТУ 38.401-58-54-92 — предназначено для эксплуатации спецтехники в условиях низких температур Крайнего Севера.
- МТ-5з/10Д : ТУ 38.401-58-40-92 — предназначено для эксплуатации спецтехники в местностях с умеренными климатическими условиями.
Характеристики МТ-4з/8ДС
Вязкость кинематическая, мм2/с: | |
при 100°С | 7,5 — 8,5 |
при -12°С, не более | — |
при -18°С, не более | 2600 |
Вязкость динамическая, Па-с, не более: | |
при -25°С | — |
при -40°С | 22 |
Индекс вязкости, не менее | — |
Массовая доля, %, не более: | |
механических примесей | 0,02 |
воды | следы |
Температура, °С: | |
вспышки в открытом тигле, не ниже | 200 |
застывания, не выше | -55 |
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более | 10 |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более | — |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее | 7,0 |
Зольность сульфатная, %, не более | 1,65 |
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч | 25 |
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более | 2,5 |
Плотность при 20°С, кг/м3, не более | — |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: | |
кальция | 0,3 |
цинка | 0,1 |
фосфора | 0,06 |
Трибологические характеристики при температуре (20±5)°С: | |
индекс задира, не менее | 30 |
критическая нагрузка, Н, не менее | 784 |
нагрузка сваривания, Н, не менее | 1646 |
показатель износа, мм, не более, при постоянной нагрузке: | |
196 Н | 0,35 |
Характеристики МТ-5з/10Д
Вязкость кинематическая, мм2/с: | |
при 100°С | 9,5 — 11,5 |
при -12°С, не более | — |
при -18°С, не более | 6000 |
Вязкость динамическая, Па-с, не более: | |
при -25°С | — |
при -40°С | — |
Индекс вязкости, не менее | 115 |
Массовая доля, %, не более: | |
механических примесей | 0,015 |
воды | следы |
Температура, °С: | |
вспышки в открытом тигле, не ниже | 200 |
застывания, не выше | -40 |
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более | 10 |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более | — |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее | 9,0 |
Зольность сульфатная, %, не более | 1,65 |
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч | 25 |
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более | — |
Плотность при 20°С, кг/м3, не более | — |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: | |
кальция | 0,35 |
цинка | 0,09 |
фосфора | 0,08 |
Трибологические характеристики при температуре (20±5)°С: | |
индекс задира, не менее | 35 |
критическая нагрузка, Н, не менее | 872 |
нагрузка сваривания, Н, не менее | 2195 |
показатель износа, мм, не более, при постоянной нагрузке: | |
196 Н | 0,35 |
Опыт практических испытаний моторно-трансмиссионно-гидравлических масел в тракторах с двигателями с турбонаддувом показал:
- возможен холодный пуск двигателей при более низких температурах, чем при использовании обычных зимних масел;
- положительные экономические показатели, зимой существенно снижается расход топлива;
- повышенная устойчивость к обводнению, при попадании воды в агрегаты трансмиссии не приводит к утрате работоспособности масла;
- увеличены сроки смены масел, так как после заданной наработки новые масла оставались в работоспособном состоянии.
Следует учесть, что единые моторно-трансмиссионно-гидравлические масла не предназначены для агрегатов трансмиссий с гипоидными передачами. В случаях установки на отечественные машины импортных дизелей для их смазывания лучше применять импортные масла, одобренные изготовителями двигателей, а при отсутствии таких масел — отечественные дизельные масла серии ДМ или с более высоким уровнем эксплуатационных свойств, о чем сказано выше.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: