Масло моторное для бульдозера, делаем правильный выбор — Ремонт автомобилей ВАЗ

Масло моторное для бульдозера, делаем правильный выбор

Выбираем моторное масло для тракторов и спецтехники

Спецтехника, производимая в странах СНГ, весьма разнообразна. На шасси автомобилей, колесных и гусеничных тракторов устанавливают специальное оборудование для строительных работ, лесозаготовки, прокладки трубопроводов, перевозки жидких грузов, а также выполнения коммунальных работ в городских хозяйствах.

Некоторые объекты спецтехники, например бульдозеры, подъемные краны, экскаваторы, работают в циклическом режиме с очень частым изменением нагрузки и частоты вращения коленвала, что создает для моторного масла весьма неблагоприятные условия, приводящие к ускорению его старения. Спецтехника часто состоит из парка весьма разнородных машин, объединенных в одном хозяйстве, причем сочетаются агрегаты с бензиновыми двигателями и дизелями. Многие предприятия, эксплуатирующие технику для строительства дорог, магистральных трубопроводов, не могут иметь стационарных хорошо оборудованных складов для раздельного хранения многочисленных марок моторных, трансмиссионных масел и гидрожидкостей. Все эти и некоторые другие обстоятельства, в частности, практикуемая в последние годы установка импортных двигателей («Камминс», «Дойц», «Катерпиллер», «Перкинс» и др.) на отечественные автомобили и промышленные тракторы, требуют особо тщательного подхода к выбору оптимальных марок моторных масел для спецтехники.

Рассмотрим несколько типичных ситуаций. В том случае, если парк машин, эксплуатируемых в данном предприятии, состоит из объектов с бензиновыми двигателями и безнаддувными дизелями отечественного производства (за исключением дизелей, для смазывания которых необходимы масла вязкостных классов 14, 16 или 20) наиболее рациональным будет применение всесезонного, универсального масла М-6з/10В (ГОСТ 10541–78).

Это долгоработающее масло с весьма эффективной композицией присадок. Есть опыт его успешного применения в дизелях с невысоким наддувом (повышение мощности в сравнении с безнаддувной базовой моделью на 30–35%). Если парк машин состоит из объектов с дизелями без турбонаддува, предпочтение следует отдать маслам серии Г2к (зимнее М-8Г2к, летние М-10Г2к и М-14Г2к). Масла вязкостных классов 8 и 10 выпускают по ГОСТ 8581–78, а вязкостного класса 14 по ТУ 38.401-58-98-94.

Хорошо себя зарекомендовали моторные масла: М-10Г2 (км) и М14Г2 (км), выпускаемых по ТУ 38.401-58-249-99. Они отличаются меньшей сульфатной зольностью (до 1% масс.) при щелочном числе не менее 6 мг КОН/г, т.е. они соответствуют специальным требованиям к маслам для двухтактных дизелей «Детройт Дизель» серий 53, 71, 92 и 149 спецификация DD 7SE 270 (97-06). Масла М-10Г2 (км) и М-14Г2 (км) имеют существенно лучшие противоизносные и диспергирующие свойства, срок их замены даже в тяжелых условиях эксплуатации превышает 300 часов.

Характеристики масла М-10Г2

Соответствие SAE30
Соответствие APISD/CD
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с10,5-11,5
Индекс вязкости, не менее85
Температура вспышки в открытом тигле, °C205
Температура застывания, °C— 15
Плотность при 20°С, кг/м3905
Щелочное число, мг КОН на 1 г масла, не менее6,0
Содержание механических примесей, % не более0,015
Коррозийность на свинцовых пластинах, г/м2, % не более20,0
Массовая доля воды, % не болееследы
Зольность сульфатная ,% масс.1,65
Массовая доля Ca, не менее0,15
Массовая доля Zn, не менее0,06
Массовая доля P, не менее0,06

Характеристики масла М-14Г2

Соответствие SAE40
Соответствие APISD/CB
Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с13,5-14,5
Индекс вязкости, не менее85
Температура вспышки в открытом тигле, °C210
Температура застывания, °C— 12
Плотность при 20°С, кг/м3910
Щелочное число, мг КОН на 1 г масла, не менее4,8
Содержание механических примесей, % не более0,02
Коррозийность на свинцовых пластинах, г/м2, % не более10,0
Массовая доля воды, % не болееследы
Индекс задира, кгс37
Критическая нагрузка, H не менее784
Зольность сульфатная ,% масс.1,2
Массовая доля Ca, не менее0,15
Массовая доля Zn, не менее0,045
Массовая доля P, не менее0,04

Если парк машин состоит из объектов с дизелями без наддува и с высоким турбонаддувом, целесообразно применять во всех двигателях масла серии ДМ (М-8ДМ — зимнее, М-10ДМ, М-14ДМ — летние и М-6з/14ДМ — всесезонное). При этом в дизелях без турбонаддува сроки смены масла, установленные для масел группы Г2, могут быть увеличены в 1,5–2 раза. Масла М-8ДМ и М-10ДМ выпускают по ГОСТ 8581–78, масло М-14ДМ по ТУ 38.401-58-22-91, масло М-6з/14ДМ по ТУ 38.401-938-92. В отечественных и импортных дизелях с турбонаддувом можно также использовать масла, вырабатываемые по техническим условиям и под марками заводов-изготовителей.

Например, всесезонные масла класса SAE 15W-40 марок «Ангрол Супер» (ТУ 0253-312-05742746-97), «ЛУКОЙЛ Супер» (ТУ 0253-075-00147836-95), «Уфалюб ХД Экстра Дизель» (ТУ 0253-00211493112-93). Эти масла содержат дополнительные пакеты присадок зарубежных компаний. Владельцам мощных бензопил следует обратить внимание на энергосберегающие единые всесезонные масла для профессионального бензо-инструмента, идеально подходящие для приготовления топливной смеси для бензопил. Масла этого класса широко используются во многих странах мира, выпускаются под названием STOU (Super Tractor Oil Universal). В России выпускается две марки моторно-трансмиссионно-гидравлических масел: синтетическое МТ-4з/8ДС и минеральное МТ-5з/10Д.

  1. МТ-4з/8ДС : ТУ 38.401-58-54-92 — предназначено для эксплуатации спецтехники в условиях низких температур Крайнего Севера.
  2. МТ-5з/10Д : ТУ 38.401-58-40-92 — предназначено для эксплуатации спецтехники в местностях с умеренными климатическими условиями.

Характеристики МТ-4з/8ДС

Вязкость кинематическая, мм2/с:
при 100°С
7,5 — 8,5
при -12°С, не более
при -18°С, не более
2600
Вязкость динамическая, Па-с, не более:
при -25°С
при -40°С
22
Индекс вязкости, не менее
Массовая доля, %, не более:
механических примесей
0,02
воды
следы
Температура, °С:
вспышки в открытом тигле, не ниже
200
застывания, не выше
-55
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более10
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более
Щелочное число, мг КОН/г, не менее7,0
Зольность сульфатная, %, не более1,65
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч25
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более2,5
Плотность при 20°С, кг/м3, не более
Массовая доля активных элементов, %, не менее:
кальция
0,3
цинка
0,1
фосфора
0,06
Трибологические характеристики при температуре (20±5)°С:
индекс задира, не менее
30
критическая нагрузка, Н, не менее
784
нагрузка сваривания, Н, не менее
1646
показатель износа, мм, не более, при постоянной нагрузке:
196 Н
0,35

Характеристики МТ-5з/10Д

Вязкость кинематическая, мм2/с:
при 100°С
9,5 — 11,5
при -12°С, не более
при -18°С, не более
6000
Вязкость динамическая, Па-с, не более:
при -25°С
при -40°С
Индекс вязкости, не менее115
Массовая доля, %, не более:
механических примесей
0,015
воды
следы
Температура, °С:
вспышки в открытом тигле, не ниже
200
застывания, не выше
-40
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более10
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более
Щелочное число, мг КОН/г, не менее9,0
Зольность сульфатная, %, не более1,65
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч25
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более
Плотность при 20°С, кг/м3, не более
Массовая доля активных элементов, %, не менее:
кальция
0,35
цинка
0,09
фосфора
0,08
Трибологические характеристики при температуре (20±5)°С:
индекс задира, не менее
35
критическая нагрузка, Н, не менее
872
нагрузка сваривания, Н, не менее
2195
показатель износа, мм, не более, при постоянной нагрузке:
196 Н
0,35

Опыт практических испытаний моторно-трансмиссионно-гидравлических масел в тракторах с двигателями с турбонаддувом показал:

  1. возможен холодный пуск двигателей при более низких температурах, чем при использовании обычных зимних масел;
  2. положительные экономические показатели, зимой существенно снижается расход топлива;
  3. повышенная устойчивость к обводнению, при попадании воды в агрегаты трансмиссии не приводит к утрате работоспособности масла;
  4. увеличены сроки смены масел, так как после заданной наработки новые масла оставались в работоспособном состоянии.

Следует учесть, что единые моторно-трансмиссионно-гидравлические масла не предназначены для агрегатов трансмиссий с гипоидными передачами. В случаях установки на отечественные машины импортных дизелей для их смазывания лучше применять импортные масла, одобренные изготовителями двигателей, а при отсутствии таких масел — отечественные дизельные масла серии ДМ или с более высоким уровнем эксплуатационных свойств, о чем сказано выше.

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: