Не качает: как проверить работоспособность бензонаса
Отказал бензонасос, только процентов тридцать таких утверждений соответствуют
Неисправности бензонасоса: симптомы
Вполне естественно, что желание проверить работоспособность бензонасоса не возникает на пустом месте. Чаще всего этому предшествуют систематически повторяющиеся следующие симптомы:
- Автомобиль не заводится или заводится с большим трудом;
- Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;
- Ситуация обратная предыдущей, т.е. автомобиль нормально работает на холостых, но при попытке тронуться с места, что называется «не тянет»;
- Перебои в работе двигателя под нагрузкой на высоких оборотах;
- Затруднен запуск двигателя после длительных стоянок.
Каждый из этих симптомов вполне характерен для любого элемента системы питания, да и не только ее. Нельзя исключать даже плохого качества бензина. Поэтому действовать в данном случае нужно от простого к сложному. То есть, прежде чем проверять бензонасос, нужно исключить более мелкие и простые неисправности. Воспользуемся и мы этим принципом и перейдем к рассмотрению самого простого случая.
Механический бензонасос
Даже отечественные производители прекратили выпуск карбюраторных двигателей еще в прошлом десятилетии. Что же говорить о мировых автогигантах. Но по необъятной территории нашей страны еще долго будут ездить машины с механическим бензонасосом работоспособность которого со временем придется проверять чаще и чаще.
К счастью сделать это не сложно и много времени не займет. Основная проблема механического бензонасоса- снижение производительности.Происходит это из-за износа штока,с помощью которого осуществляется привод топливного насоса. Если машина вполне обычно ведет себя на холостых и малых оборотах двигателя,но сбоит на высоких,а иногда вообще не может их набрать -будьте уверены это шток. Проверить это не сложно измерив количество бензина,перекаченное бензонасосом за за определенное время. Для этого нужно просто отсоединить топливный шланг от входного штуцера карбюратора и вставить его в полуторалитровую пластиковую бутылку. Необходимо принять все меры,чтобы он от туда не выскочил, вплоть до того,что воспользоваться помощью помощника.
Теперь нужно запустить двигатель. Естественно,что со снятым шлангом его работоспособность будет весьма ограниченной. Но нам нужно засечь всего полминуты. Бензина, ранее закаченного насосом, в поплавковую камеру карбюратора на это хватит.
Итак засекаем 30 секунд, после чего глушим двигатель. Для оценки работоспособности бензонасоса измеряем количество топлива в бутылке. Если его меньше чем 500мл.-производительность бензонасоса недостаточная и шток нужно поменять.
Есть еще одна распространенная неисправность,известная любому владельцу классики. При сильном нагреве двигателя перестает работать бензонасос. Особенно часто это происходит при длительном стоянии в пробках летом. При этом двигатель глохнет и отказывается заводиться пока немного не остынет. Причина тому клапана насоса. Они изнашиваются и при сильном нагреве не в состоянии закрыть увеличившиеся зазоры в посадочных местах. Это не может не сказаться на работоспособности бензонасоса. Он попросту перестает качать топливо до тех пор, пока двигатель не остынет.
Клапана бензонасоса входят в состав его ремкомплекта. Но специалисты крайне скептически относятся к их замене. Операция это довольно трудоемкая и кропотливая, а работоспособность бензонасоса восстанавливается в лучшем случае на несколько месяцев, после чего неисправность повторяется. Кроме тог не редки случаи, когда клапана бензонасоса из ремкомплекта попросту не подходят по посадочным местам. Поэтому лучше не тратить время и деньги,пусть и не большие,а сразу поменять полностью бензонасос. На момент написания статьи в среднем он стоил 650 рублей. Не так уж и дорого, учитывая важность этого узла.
Бензонасос инжекторного двигателя: проверяем исправность
Для тех, кто может быть до сих пор незнает, бензонасос инжекторного двигателя является электрическим и, как правило, установлен в баке автомобиля. Все это накладывает свои особенности на проверку его работоспособности. А именно:
- Возможны неисправности, как электрической части бензонасоса, так и механической;
- Труднодоступность места установки бензонасоса и его довольно высокая цена осложняют проверку работоспособности методом замены на заведомо исправный;
- Чтобы объективно оценить исправен бензонасос или нет пластиковой бутылкой уже не обойдешься, потребуются специальные приборы.
Но не все так страшно как может показаться на первый взгляд. Однако обо всем по порядку.
Проверка давления в топливной рампе
Инжекторный двигатель по определению подразумевает подачу горючей смеси в цилиндры под давлением. Оно создается бензонасосом и не должно быть меньше определенного значения. В противном случае на нормальную работу двигателя можно не рассчитывать. Таким образом, образом проверив давление в топливной системе, можно сделать объективные выводы о работоспособности бензонасоса.
Но где и как это давление измерить. Ведь не станешь же разрывать топливную магистраль и подключать туда специальный прибор. Конечно нет. Об этом уже позаботились конструкторы. Самым лучшим и удобным местом, для измерения давления в топливной магистрали, является топливная рампа. Что это такое. Рампа представляет собой полую металлическую трубку которая объединяет все форсунки. Таким образом получается, что находится она непосредственно перед цилиндрами двигателя, после топливного фильтра и бензопровода. Поэтому именно на рампе, можно измерить реальное давление в топливной магистрали, и проверить, таким образом, работоспособность бензонасоса. На большинстве автомобилей для этого имеется специальный штуцер,закрытый колпачком.
Итак, с местом разобрались теперь о том, как померить давление в топливной рампе. Прежде всего потребуется манометр. Наверное есть готовые, специально для этой цели предназначенные, но большинство автолюбителей изготавливают его самостоятельно. Это более практично,учитывая,что не так часто им приходится пользоваться.
Для того чтобы сделать манометр для измерения давления в рампе, понадобится прибор с пределом измерения не менее 6-ти атмосфер, отрезок шланга,внутренний диаметр которого должен соответствовать диаметру рампы, и два хомута.
Что касается самого манометра, то автолюбители чаще всего используют прибор для проверки давления в шинах, но если есть возможность, то лучше подобрать другой,жидкостной. Использование отдельного манометра позволит не разбирать устройство после каждой проверки давления.
Итак, берем отрезок шланга длиной порядка 50-ти сантиметров и с одной его стороны вставляем манометр,который фиксируется с помощью хомута. Все прибор готов,казалось бы можно приступать к измерениям и некоторые так и делают, но нет, еще рано.
Дело в том, что если бензонасос исправен, давление в рампе сохраняется даже на заглушенном двигателе и любая попытка открутить колпачок, приведет к разбрызгиванию бензина, что конечно недопустимо с точки зрения пожарной безопасности. Поэтому перед тем как проверять работоспособность бензонасоса,нужно сбросить давление в топливной системе. Как это сделать. Есть несколько способов,но пожалуй самый простой и безболезненный — снять предохранитель бензонасоса. Вся сложность здесь заключается в том,чтобы правильно определить какой предохранитель идет на бензонасос. Самый простой способ узнать это-надписи на блоке предохранителей или его крышке. Ниже приведена таблица предохранителей бензонасоса для автомобилей ВАЗ. Нужно только учитывать, что располагается он, как правило, в дополнительном блоке предохранителей.
Модель | Предохранитель бензонасоса | Место расположения предохранителя бензонасоса |
ВАЗ 2107 | F3 | Предохранители под вещевым ящиком |
ВАЗ 2109,21099 | F3 | Блок предохранителей под вещевым ящиком |
ВАЗ 2114,2115 | F1 | Блок предохранителей в салоне |
ВАЗ 2110 | F3 | Блок предохранителей в салоне |
Лада Калина | F2 | Блок предохранителей рядом с рычагом КПП |
Лада Гранта | F21 | Блок предохранителей в салоне |
Лада Ларгус | F2 | Блок предохранителей в салоне |
Итак, вытаскиваем предохранитель бензонасоса и пытаемся завести автомобиль. Как правило вращения стартера в течение 3-4 секунд вполне достаточно, чтобы стравить давление в топливной системе автомобиля.
Теперь можно устанавливать на рампу вместо колпачка шланг манометра. Фиксируем его с помощью хомута. Ставим на место предохранитель . Все подготовительные мероприятия закончены можно переходить к проверке работоспособности бензонасоса.
Для этого заводится двигатель автомобиля. Не забываем,что в системе нет давления,поэтому лучше сначала включить зажигание,дождаться пока отработает бензонасос, после чего зажигание выключить. Теперь операцию нужно повторить и двигатель легко запуститься.
Первым делом проверяем герметичность всех соединений. Если все нормально смотрим на показания манометра. На холостых оборотах, у автомобилей ВАЗ, давление в топливной рампе должно лежать в пределах 2.8-3.4 атмосферы. При увеличении оборотов, должно расти и давление в системе. Если на холостых показания манометра существенно ниже, чем 2.8, а с оборотами увеличивается,скорее всего требуется замена топливного фильтра. Если же давление в системе не изменяется, или даже падает — неисправен бензонасос.
Но это еще не все. Теперь необходимо заглушить двигатель и посмотреть, что происходит со стрелкой манометра. В идеале его показания не должны меняться. Если же давление в рампе падает, что называется «на глазах» — не держит обратный клапан бензонасоса. Вот вам и причина плохого запуска после длительной стоянки.
Это, в общем, и все, что касается проверки механической части бензонасоса. Снимаем с рампы манометр, не забыв стравить давление в системе, ставим на место защитный колпочек, и если сомнения в работоспособности насоса остаются — проверяем его электрическую часть.
Проверка электрических цепей бензонасоса
Работу электродвигателя бензонасоса можно оценить, что называется, «на слух». Поворачиваем ключ зажигания и в течение нескольких секунд слышим характерное жужжание. Это справедливо для всех автомобилей. Может быть, кроме машин премиум класса, правда вряд ли их владельцы будут самостоятельно проверять работоспособность бензонасоса. Но не будем отвлекаться.
Итак, что делать, если при включении зажигания не слышно работы бензонасоса. Естественно, первым делом проверить соответствующий предохранитель. Для этого определяем, какой предохранитель идет на бензонасос, и вытаскиваем его из разъёма. Сгоревший предохранитель, чаще всего можно определить визуально. Но даже, если он производит впечатление целого, нужно обязательно убедиться в этом с помощью мультиметра. Если предохранитель бензонасоса неисправен, нужно поменять его на новый. Не стоит мудрить с различными перемычками и «жуками», в итоге выйдет себе дороже.
Если после замены предохранитель сгорает вновь, а он при этом соответствует номиналу, значит в цепи топливного насоса короткое замыкание, а это тема отдельного разговора. Но чаще бывает, что предохранитель цел, а бензонасос все равно не работает. В этом случае снова вытаскиваем предохранитель и проверяем наличие напряжения на его «гнездах». Это можно сделать с помощью обычной лампочки, с потребляемым током не более 0.25А. Но удобнее, для этой цели, использовать специальный пробник, цена которого в любом автомагазине не превышает 100рублей. Его приобретение значительно упростит диагностирование неисправностей электропроводки.
Итак, один контакт лампочки или пробника «цепляем» на «массу», А проводом другого поочередно касаемся клемм предохранителя. Естественно, что зажигание автомобиля должно быть включено. Если напряжения на разъеме нет – дело плохо, неисправен ЭБУ, или проводка от него до предохранителя. В любом случае, без достаточных навыков пытаться исправить это не нужно, лучше обратиться к специалистам. Другое дело, если на контактах напряжение есть. Идем дальше и проверяем реле управления бензонасосом.
Наверное все замечали щелчок, после которого прекращается жужжание электродвигателя. Это щелкает реле бензонасоса. Его необходимость объясняется довольно большой мощностью насоса, что исключает его питание непосредственно от цепей электронного блока управления. То есть ЭБУ управляет реле, а оно подает питание на бензонасос. Сразу нужно сказать, что щелканье реле, совсем не означает, что оно работоспособно. Его контакты могут «пригореть», или даже «залипнуть». Поэтому самым простым, объективным и действенным способом проверки реле, является его замена на заведомо исправное.
Для этого прежде всего нужно найти реле бензонасоса. Как правило, оно находится рядом с соответствующим предохранителем. Реле найдено, вытаскиваем его из монтажной платы и вставляем другое. Включаем зажигание, бензонасос работает – старое реле на свалку. Можно проверить реле насоса и без замены, но для этого потребуются некоторые навыки в электротехнике, во всяком случае, минимальные — в умении читать электрические схемы.
Любое реле состоит из обмотки и рабочих контактов. Обмоткой управляет ЭБУ, через контакты подается напряжение на электродвигатель. Как правило, электрическая схема реле нанесена на его корпус. Это позволяет узнать какие выводы реле идут на обмотку, а какие на контакты. Для примера можно рассмотреть реле бензонасоса ВАЗ.
Как видно из рисунка выводы «80» и «85» являются обмоткой, а «30» и «87» – рабочие контакты. Контакт «30» идет непосредственно на предохранитель, а «87» подключен к обмотке бензонасоса. Становимся контрольной лампой или индикатором на выводы «80» и «85» и включаем зажигание. Если лампа горит, то цепи управления реле исправны. Теперь можно кратковременно закоротить выводы «30» и «87» и включить зажигание. Бензонасос должен заработать. Внимание: прежде чем проделывать данную процедуру, нужно точно убедиться, что данные выводы действительно являются нормально разомкнутыми контактами реле, в противном случае короткого замыкания не избежать.
Так вот, если бензонасос заработал – реле неисправно. Если заветного жужжания снова не слышно, значит нужно проверить наличие напряжения на контакте «30». Для этого придется стать тестовой лампой между ним и «массой». Свечение лампочки будет свидетельствовать, не только о том, что напряжение есть, но и о том, что неисправен сам бензонасос или проводка от него до реле. Отсутствие напряжения на контакте «30», при включенном зажигании, говорит о неисправности проводки между ним и предохранителем, естественно при условии, что последний точно исправен.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: