Ikarus 250 — высокопольный междугородний автобус, производившийся в Венгрии с 1968 по 1996 год. Длина 12 метров. За годы производства было выпущено около 130 000 таких автобусов различных модификаций. Первый образец автобуса был изготовлен в 1967 году. Несмотря на то, что эти автобусы устарели и не отвечают подавляющему большинству современных требований, они и сейчас иногда используются на междугородних маршрутах. Некоторые экземпляры находятся в хорошем техническом состоянии, но большинство представителей данной модели уже выведены из эксплуатации.
Кузов автобуса
Кузов автобуса несущий, вагонной компоновки, сварен из труб квадратного сечения. Как показывает практика, ресурс кузова составляет около 30 лет, у автобусов первых выпусков (Мод. .00-.09\.12-.17\.22\.44\.58) за много лет эксплуатации кузов выгибается дугой, на более поздних же автобусах, начиная с модификации .59, иногда начинает провисать задний свес. Тем не менее деформации кузова и разрушения силовых конструкций наблюдаются только у автобусов, которые эксплуатируются очень долгое время без положенного капитального ремонта. По бокам автобуса расположены багажные отсеки, объём одного из двух отсеков составляет 5.3 м3 (всего — 10.6 м3). Эти отсеки открываются или вручную с помощью специальной ручки, или кнопкой на панели приборов. Автобус имеет достаточную площадь остекления, все окна держатся на резиновых уплотнителях, хотя в модификации 250.Т боковые окна были вклеенные. Передняя светотехника всех модификаций модели 250 (за исключением некоторых модификаций для рынка Венгрии) состоит из четырёх круглых фар, две с левой и две с правой стороны. В процессе эксплуатации вместо стандартной передней маски может быть установлена похожая, но всего с двумя фарами, с модели 260, либо вместо заводских фар могут быть монтированы иные, чаще всего от автомобилей ВАЗ 2105\2107. Задняя светотехника представляет собой три фары с левой и правой стороны. Иногда в процессе эксплуатации задняя светотехника также заменяется. Задний бампер у всех модификаций — стальной, сварной, крепится к кузову винтами. Передний бампер у ранних модификаций (до .58) аналогичен по конструкции заднему. Иногда в бампере штамповались отверстия для установки противотуманных фар. Начиная с модификации .58 устанавливался передний пластиковый бампер.
Автобусы, поставлявшиеся в СССР окрашивались по одной из типовых схем:
- Тёмно-красная юбка, белые борта и верх (до 1980 года)
- Белая юбка, тёмно-красные борта и верх (до 1980 года)
- Белая юбка, светло-алые борта, белый верх (до 1984 года)
- Белая юбка, светло-алые борта и верх (с 1980 года)
- Синяя юбка, кремовые борта и верх, по борту тёмно-синяя полоса (с 1988 года)
- Светло-красная юбка, кремовые борта и верх, по борту светло-красная полоса (с 1990 года)
Двигатель Ikarus 250
Большинство модификаций автобуса оснащались двигателем RABA-MAN D2156HM6U, модификация .58 комплектовалась двигателем RABA-MAN D2156HM6UТ с увеличенной мощностью, на автобусы поздних выпусков, модификаций .93/.95 ставились двигатели серии RABA D10 и D11. Сам мотор RABA-MAN D2156HM6U несмотря на хорошую динамику обладает недостаточной мощностью и тягой, из-за чего автобус разгоняется куда медленнее чем иные автобусы подобного рода. Тем не менее двигатель RABA-MAN D2156HM6U позволяет автобусу двигаться с постоянной скоростью 100 км/ч. Автобусы укомплектованные моторами серии RABA D10 (D11) подобных проблем с динамикой не имеют ввиду того что мощность и тяга данных моторов ощутимо выше. К плюсам двигателей серии D2156 можно отнести хорошую динамику, ремонтопригодность, надёжность и простоту. Тем не менее двигатель обладает рядом недостатков, самый ощутимый из которых — небольшой ресурс. Из-за недостаточной мощности двигатель чаще работает на высоких оборотах, что так же ощутимо влияет на ресурс. Сам по себе двигатель не особо шумный, но в процессе эксплуатации: прогорания глушителя, неправильной работы мотора, или работы с неисправностью, уровень шума значительно увеличивается. С возрастом мотор становится очень дымным. Также существуют модификации с двигателем RABA-MAN D2356HMN6 и моторами Detroit Diesel/Cummins VT350/DAF LT120. Автопарки, не имея средств на замену нового двигателя, устанавливали отечественный ЯМЗ + КПП ЯМЗ или КАМАЗ + КПП КАМАЗ. Так как ЯМЗ крупнее RABA-MAN, перекраивался задний моторный отсек. Из-за этого в задней части салона появлялся подиум.
Двери
Автобус имеет 2 двери — первая, с электропневмоприводом, (начиная с модификации 250.58), открывается и закрывается с помощью кнопки на панели приборов и имеет ход параллельно борту. На ранних модификациях распашная дверь открывалась вручную. Задняя дверь находится в задней части автобуса перед самым последним рядом сидений и открывается вручную нажатием рычага, в ранних модификациях вторая дверь отсутствовала. Но производились и модификации, где обе двери открывались автоматически.
Салон автобуса
Салон автобуса Ikarus 250 хотя и далек от отделки современных автобусов, однако особых недостатков не имеет. В салоне расположено 43-57 парных кресел с высокой спинкой, однако расстояние между креслами невелико — около 65 сантиметров между сиденьями, на которых установлены деревянные подлокотники. Кресла жесткие и сравнительно неудобные.
В салоне установлены светильники плафонного типа с 8 лампами, вместо люка принудительного обдува сделано 3 люка, которые работают как кондиционеры. Отопление проведено по радиаторампод сидениями. В конце салона расположено 5 кресел, и в этой части салона наиболее шумно и жарко из-за работы мощного дизельного двигателя Rába-D2156HM6U (Т). Кресла могут немного откидываться с помощью кнопки на подлокотниках, примерно на 100—110°.
Место водителя сделано в том же стиле, что и кресла пассажиров. На панели приборов много рычагов и кнопок и 5 стрелочных приборов: спидометр (достаточно простой, максимальная отметка — 120 км/ч, такую скорость автобус может развить), тахометр (2.8 тысяч оборотов в минуту) и несколько вспомогательных приборов (вольтметр, указатель уровня топлива), которые не оборудованы подсветкой.
Рулевое управление ZF S6-90U; есть 6 передач, которые переключаются примерно так: 1 — 0-15 км/ч, 2 — 15-38 км/ч, 3 — 38-60 км/ч, 4 — 60-75 км/ч и 5 — 75-95 км/ч, 6 передача 95-120 км/ч. R — заднего хода до скорости 26 км/час. Спидометр объединен с одометром. Он может быть заменен похожей моделью спидометра, применявшейся на моделях автобусов «ROCAR DAC» и троллейбусов «ROCAR E187». Тахометр размещен в левой части панели.
Специальной двери для водителя нет, поэтому перегородки, отделяющей салон от кабины, не предусмотрено.
Около водителя размещается запасное откидное место для экскурсовода или второго водителя, в случае работы автобуса на городских туристических маршрутах, к оборудованию автобуса может быть добавлен микрофон и даже интерактивная доска. DVD-телевизоров в стандартном оборудовании автобуса нет, хотя они могут устанавливаться.
Окна сплошные, отдельные, окружены специальной резиновой рамкой. Автобус оснащен пятью окнами с каждой стороны, окна обычно не тонированы, хотя могут затемняться по заказу. Занавески от солнца часто выбраны красными и плохо защищают от жары.
Технические характеристики
Класс | автобус |
Назначение | междугородской, экскурсионный, туристический |
Годы выпуска | 1971—1999 |
Первый опытный образец, год выпуска | 1967 |
Конструкция | |
Длина, мм | 12000 |
Высота, мм | 3200 |
Ширина, мм | 2500 |
Колёсная база, мм | 6330 |
Дорожный просвет, мм | 350 |
Передний свес, мм | 2460 |
Задний свес, мм | 3180 |
Снаряженная масса, кг | 11000 |
Полная масса, кг | 16000 |
Нагрузка на переднюю ось, кг | 6540 |
Нагрузка на заднюю ось, кг | 10800 |
Объём топливного бака, л | 250 |
Количество дверей, шт. | 2 |
Радиус поворота, м | 10,9 |
Максимальный угол подъема при полной загрузке, % | 20 |
Салон | |
Общая пасажировместительность, чел. | 44—57 |
Объём багажных отсеков, м³ | 2×5,3 |
Масса багажа, кг | 1150 |
Двигатель | |
Тип двигателя | дизельный |
Название | Raba-D2156HM6U (Т) |
Крутящий момент, Нм | 696—883 |
Шум на скорости 0—20 км/ч, Дб | 100—120 |
Шум на скорости 20—40 км/ч, Дб | 90 |
Шум на скорости 40—60 км/ч, Дб | 70 |
Шум на скорости 60—80 км/ч, Дб | 60 |
Шум на скорости 90—120 км/ч, Дб | 50 |
Степень компенсации топлива, л | 17 |
Скорость и движение | |
Тип коробки передач | ZF S6-90U |
Количество передач, шт. | 6 |
Максимальная скорость, км/ч | 106 (120) |
Разгон 0—60 км/ч, сек | 22 |
Расход топлива на 100 км при 60 км/ч, л | 26,5—40 |
Тормозной путь с 60 км/ч, м | 36,6 |
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: