Delphi: что скрывают моторные масла

Много ли надо знать владельцу автомобиля о маслах? Масло себе и масло – скользкое, потому и смазывает.

На деле же тема столь необъятна, что в паре статей мы сможем вместить лишь основы правильного ее понимания. Нашими консультантами выступили специалисты по автомобильным маслам компании Delphi – информационного партнера проекта «АвтоЛикбез». В некотором смысле – прогресс в двигателестроении зависим от разработок в области масел – современные высоконагруженные моторы с ювелирной подгонкой деталей вообще не смогли бы существовать, если бы не появились масла, способные обеспечивать их работу.

Delphi

Масло состоит из частиц, способных сцепляться между собой и создавать масляную пленку. Таким образом, в парах трения – соприкасающихся поверхностях деталей, каждая взаимодействует с этим масляным слоем, а не с другой деталью. Масло решает три основные задачи. Первая – на порядок снижает сопротивление трения. По сути, сопротивление равно силе сцепления между собой самих молекул масляного слоя между парами трения. Вторая задача – предотвращение перегрева двигателя.

А вот третья из главных задач масла – наиболее сложная и интересная. Самая ответственная поверхность трения в моторе – внутренние стенки цилиндра и поршень, вернее – его кольца. Между поршневыми кольцами и стенками цилиндров есть зазор – иначе поршень не смог бы двигаться. Давление в камере сгорания в момент воспламенения смеси – от 50 атмосфер в бензиновых моторах до 200 в дизельных. Если толщина масляной пленки соответствует размерам зазора, это позволяет в значительной степени герметизировать камеру сгорания.

Проблема же в том, что с изменением температуры меняется вязкость масла, а с нею и толщина пленки. Масло в двигателе работает при температурах от минус 30°С при старте в мороз, до свыше 120°С градусов в прогретом двигателе. Это температура охлаждающей жидкости – 90, а рабочая температура цилиндров – сотни градусов. Кстати, именно поэтому прогревать машину рекомендуется даже в жару, ведь +50 хоть и не -30, но тоже еще неблагоприятная температура для двигателя.

Вязкостные показатели зашифрованы в маркировках масла, например 5W-30. Холодное масло настолько густое, что масляному насосу трудно прокачать его через фильтр, а стартеру – провернуть двигатель. Первая – при какой температуре можно запустить двигатель (от цифры перед буквой Wнадо отнять 40). Больше ни на что, кроме минимальной температуры пуска, первая цифра не влияет. Практическая минимальная температура пуска зависит и от модели двигателя, что отражено в рекомендации автопроизводителя по выбору масла, и от состояния стартера и аккумулятора.

Для второй цифры простой формулы нет, но чем она больше – тем более вязким будет масло в горячем моторе. У спортивных масел этот показатель выше, и некоторые – заливают их в обычные моторы, чтобы «повысить мощность». Но в обычном моторе рабочая температура ниже, чем в форсированном, и если в спорт-каре масло растопится до нормального рабочего состояния, то в обычном – будет оставаться слишком густым. Результат – потеря мощности и ускоренный износ. Повышать вязкость масла, да и то – лишь до максимальной, из указанных автопроизводителем, специалисты Delphi рекомендуют только для моторов с большим пробегом, в которых зазоры уже увеличились, и требуется более толстая масляная пленка.

Качественное масло при незначительном прогреве должно быстро снижать вязкость до рабочей, но по достижению высоких температур его реакция на нагрев должна замедляться, чтобы оно не стало слишком жидким, а пленка – слишком тонкой. Такое «разумное поведение» масла было бы невозможно без использования специальных присадок – модификаторов вязкости.

Вообще масло состоит из так называемого базового масла и присадок. Основа масла может быть минеральной, синтетической или полусинтетической. На сегодняшний день полусинтетические масла считаются оптимальными по соотношению свойств и себестоимости производства.Если речь идет об автомобилях с пробегом более 150-200 тыс. км – применимо и минеральное масло, главное, чтобы основа была качественной, а пакет присадок – эффективным.

Есть семь основных назначений присадок.

  • Модификаторы вязкости – регулируют вязкость масла при различных температурах
  • Противозадирные – повышают прочность масляной пленки, чтобы на поверхности металла не образовывались задиры при контакте рабочих поверхностей
  • Антиокислительные присадки предохраняют масло от окисления и потери рабочих свойств.
  • Противопенные присадки – обеспечивают бесперебойную работу масляного насоса.
  • Антикоррозийные присадки защищают неработающий двигатель, предотвращая его старение
  • Противоизносные присадки снижают износ деталей во время работы.
  • Моющие присадки предотвращают накопление примесей и помогают поддерживать чистоту двигателя.

На качество масла влияет и процесс изготовления. Как нам рассказали технологи компании Delphi, изготовление масла сродни парфюмерии – надо не только взять хорошую основу, но также рассчитать сбалансированную композицию присадок и точно их дозировать. Незначительная погрешность, или неполное растворение присадок во всем объеме основы – и вместо изысканного аромата получится репеллент от комаров.

Почему изнашивается двигатель?

Почему же все-таки идет износ мотора, если современные масла так хороши? Помните круглую гальку на морском берегу – вода камень точит. Если бы не противоизносные присадки, само масло еще быстрее «слизывало» бы металл, хотя с последствиями прямого трения и этот процесс несравним. Кроме того, молекулы металла постепенно откалываются от кристаллической решетки – естественной диффузии подвержено любое вещество. И не забудем, что двигатель нагревается до высоких температур, затем остывает, затем снова нагревается – идет цикл расширения и сжатия. Наконец, детали подвергаются механическим нагрузкам, деформируясь в пределах пластичности материала.

Осколки металла с поверхности трущихся деталей удаляют моющие присадки. Иначе мотор покроется темным налетом, какой можно увидеть в примитивных механизмах, смазываемых обычными мазутами и машинными маслами – смесью масла с металлической стружкой. В результате в масло попадают те самые частицы, отделившиеся от поверхностей деталей. И вот тут задача масла – удерживать их в себе, обволакивая каждую пленкой толщиной буквально в пару молекул, пока их не уловит масляный фильтр. В противном случае эти частицы, скапливаясь в самых неподходящих местах, начнут работать как абразивный порошок. Кстати, если масло в процессе эксплуатации совсем не темнеет – значит, оно не выполняет моющую функцию, и весь мусор и нагар оседают на внутренней поверхности двигателя.

Как рассказали специалисты компании Delphi в ходе подготовки цикла передач «АвтоЛикбеза», кроме частиц металла двигатель загрязняется и продуктами сгорания, которые смешиваются с маслом, покрывающим юбку поршня, и понемногу проникают в зазор. Оставшееся на стенках цилиндра масло может сгорать не полностью, и при следующем ходе поршня.Часть этого нагара захватывается маслосъемными кольцами. Частицы нагара масло также должно удерживать во взвешенном состоянии – до их захвата масляным фильтром или вплоть до замены масла. И, кроме того – масло должно обладать определенными химическими качествами, препятствующими его разложению под воздействием продуктов сгорания.

Вместе с остаткамисгоревшего и несгоревшего топлива из камер сгорания в двигатель в виде пара просачивается и вода из атмосферного воздуха. При запуске холодного двигателя этот пар конденсируется на внутренних стенках блока. В результате реакции с продуктами сгорания – окисью азота и серы образуется кислота.Чтобы предотвратить порчу самого масла, добавляют антиокислительные присадки. А чтобы минимизировать ущерб от конденсата – присадки, покрывающие стенки двигателя изнутри даже во время простоя, препятствуя окислительным процессам при запуске. Когда двигатель прогревается достаточно – вода и несгоревшее топливо выпариваются. Хваленая долговечность моторов дорогих машин в некоторое мере обеспечиваются и тем, что в такие автомобили вряд ли заливают масло, не обладающее перечисленными защитными свойствами.

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here